Долгоруков Иван Михайлович


Долгоруков Иван Михайлович
Долгоруков (Долгорукий) Иван Михайлович [7 (18) IV 1764, Москва – 4 (16) XII 1823, там же]. Принадлежал к одному из боярских родов, слава которых закатилась в XVIII в. Он был внуком И. А. Долгорукова, наперсника Петра II, и Н. Б. Шереметевой (в иночестве Нектарии), воспетой И. И. Козловым и К. Ф. Рылеевым; отец его родился в березовской ссылке. Несмотря на пошатнувшееся благосостояние семьи Д. получил хорошее домашнее образование с ориентацией на дипломатическую карьеру. К 1777, когда планы семьи изменились, он знал лат. язык настолько хорошо, чтобы поступить слушателем в Моск. ун-т; в июле 1778 после произнесения на торжественном акте речи по случаю рождения вел. кн. Александра Павловича получил звание студента. Литературная деятельность Д. началась в Вольном Рос. собрании, куда он был принят осенью 1779 за перевод «Философских снов» Л.-С. Мерсье (1780–1781), посвященный И. И. Шувалову ; предварительно перевод был отредактирован наставником Д., иезуитом Совере. Не закончив университетского курса, Д. вступил прапорщиком в 1-й Моск. пехотный полк (3 июня 1780) и был прикомандирован ординарцем в штат В. М. Долгорукова-Крымского, а в 1782 перевелся тем же чином в Петербург, в Семеновский полк. Здесь в качестве офицера гвардии и актера-любителя он ок. 1786 получает доступ в приватный кружок вел. кн. и женится на покровительствуемой Марией Федоровной смолянке Е. С. Смирной (31 дек. 1787). Не отличавшийся красотой (за форму подбородка он носил прозвище «Д.-балкон»), но обладавший общительностью, светскостью, Д. сделался завсегдатаем гостиных Петербурга и Москвы, которую часто посещал. В «Моск. вед.» (1788) и отдельно (1789) он впервые печатает оригинальные «Стихи на кончину» погибшего под Очаковом наездника Горича. 29 дек. 1788 в Моск. театре ставится в его переводе комедия А. Пуансине «Вечеринка по моде» (рукопись – ЛГТБ). После похода гвардии в Финляндию (1789–1790) Д. выходит в отставку с чином бригадира, а 19 сент. 1791 добивается назначения на должность вице-губернатора в Пензу. Участие Д. в культурной жизни Пензы выразилось в организации театра «благородных любителей», прекратившего существование сразу после его отъезда. Поэтическая известность приходит к Д. также в пензенский период жизни. В 1793 начало расходиться по рукам его стихотворение «К швейцару», сатира на провинциальное общество, в которой был задет А. Б. Куракин и которая послужила образцом для др. авторов в сочинении шутливых «приказов привратнику». Еще больший успех имел «Камин в Пензе» (окт. 1795) – размышление о житейской суете с горацианским мотивом «золотой умеренности», вызвавшее массу подражаний, что заставило Д. написать затем «Камин в Москве» и «Войну каминов» (кон. 1790-х гг.). «Камин» вначале был напечатан только для знакомых в типографии Н. Е. Струйского (1795; изд. не обнаруж.); издание для продажи появилось лишь в 1799 с параллельным фр. переводом К. Авиа де Ватай, обратившим на себя внимание Ж. Делиля. Интерес читателей к стихам Д. обострил подстроенный сослуживцами скандал вокруг его любовной переписки с Е. А. Улыбышевой (к ней обращено послание «Людмиле», 1794), распространившейся в рукописных копиях. Судебное дело, возникшее в этой связи, к сер. 1795 дошло до Екатерины II, и при вступлении на престол Павла I Д. был отрешен от должности. Только обращение жены к императрице Марии Федоровне позволило ему вернуться на службу в Моск. соляную контору (1797). Стихи Д. изредка начинают появляться в московских журналах – «Аониды» (1798–1799), «Приятное и полезное» (1797–1798), «Иппокрена»(1799–1801), но литературные знакомства Д. остаются чисто салонными. К И. И. Дмитриеву было обращено его дружеское послание «Сослуживцу» (по Семеновскому полку); два послания адресованы П. И. Шаликову, однако в них не затрагивается литературная проблематика и споры тех лет. Д. встречается с Н. М. Карамзиным у П. Ю. Гагариной, бывает в доме Херасковых, у Трубецких в Очакове, но не сближается ни с одним из мн. литературных кружков. Большинство стихотворений Д. этого времени обращено к женщинам московского света. Еще в 1791 Д. напечатал стихи «На защиту дам противу сатиры “Умы дамские вскружились”», появившейся по случаю пребывания в Москве пленного швед. адмирала Вахтмейстера. Теперь распространяются его стихотворения «За женщин» и «Против женщин», а также серия из трех посланий к «Глафире» (обращенных к В. П. Волконской), стихи, посвященные В. Н. Долгоруковой, переписка с В. А. Трубецкой (в т. ч. популярные стансы «Спор о луне и солнце»). Стихотворение «Параше», в котором иронически изображены П. Ю. Гагарина и Волконская, Д. решается напечатать в альманахе Карамзина «Аониды» (1798–1799, ч. 3). Д. публикует и самую известную из своих сатир на рус. характер – стихотворение «Авось» (1798); позднее подобным образом он обыграл выражения «Везет» (1813) и «Живет» (ок. 1818). В нач. царствования Александра I Д. неожиданно легко получает место губернатора во Владимире (8 февр. 1802), где он прослужил до окончательной отставки (23 марта 1812) по малообоснованному обвинению в «явных» злоупотреблениях. Наездами он часто бывал в Москве и дважды (в 1808 и 1812) посещал Петербург. Мн. его сочинения этих лет связаны с официальными губернскими событиями – «Мемориал о Суздальском монастыре» (1808; не опубл.), оды по случаю открытия здания для «ботика» Петра I (1803) и Владимирской гимназии (1804), ода кн. Пожарскому в связи с объявлением ополчения (1807) и др. В 1805 он был выбран в почетные члены Моск. ун-та. В знак признательности университету и в память умершей жены (1804) Д. основывает гимназическую библиотеку (1806), завещая на ее пополнение доходы с переиздания собрания своих сочинений, которое он выпустил в 1802 под загл. «Бытие моего сердца». Сборник, включивший также ранее не печатавшиеся произведения, представлял итог раннего творчества Д. Значительное место в нем занимала любовная лирика, цикл песен, посвященный С. Н. Рубецкой, стихотворения, развивавшие темы лицемерия и суеты светской жизни, превратности судьбы, умеренности и сельского уединения. Однако стихотворения Д. лишь отчасти, гл. о. тематически, были созвучны сентиментальной литературе. Стиль Д. далек от «чувствительности» и «гладкости», которые скорее служат предметом его насмешек (напр., стихотворение «Пир», где юмористически описан бытовой сентиментализм Шаликова); он часто обращается к сатире и шутке. Сборник открывало стихотворение «Я» (в форме послания к другу); заключало столь же шутливое «Завещание». Сборник в целом, как собрание лирических произведений, демонстративно посвящался женщинам-читательницам. В предисловии Д. сформулировал свое кредо непрофессионального поэта, пишущего для друзей и себя самого и, т. о., стоящего как бы вне оценок критики. В 1808 издание было повторено; одновременно Д. выпустил собрание стихотворений в память покойной жены «Сумерки моей жизни» (предисл. датировано 20 дек. 1806). После 1808 произведения Д. вновь появляются в периодике: в журналах П. И. Шаликова («Аглая», 1808–1810), М. Т. Каченовского («Вестн. Европы», 1810–1811), М. И. Невзорова («Друг юношества», 1812). Война 1812 застала Д. в Москве, откуда он с семейством, а также забрав с собою актеров С. Ф. Мочалова и Е. А. Насову, уезжает в Шую; он проводит там 1812–1813, необычайно плодотворные в поэтическом отношении. Кроме отклика на московский пожар – «Плач над Москвою», и ряда посланий (М. Н. Макарову, Н. М. Загоскиной и др.) Д. создает в это время три своих наиболее резких сатиры: «Черты свободного писателя», «Торжество совести» и «Нечто для весельчаков». В 1815 выходит за его подписью перевод романа А. Коцебу «Филибер, или Отношения общественные» (подозревали, что на деле он переведен одной из дочерей Д.), вызвавший насмешки П. М. Строева за многочисленные галлицизмы (см.: Совр. набл. рос. словесности, 1815, № 2). С 1814 Д. прочно оседает в Москве, отдаваясь литературным занятиям и своей страсти к любительскому театру. В 1816 в его доме сооружается зал на 100 мест и начинаются зимние спектакли, в которых участвуют Ф. Ф. Кокошкин, А. М. Пушкин и др. талантливые дилетанты (открытию театра посвящено стихотворение Д. «Мой театр»). Этот домашний театр, материально поддержанный Ю. В. Долгоруковым, просуществовал до нач. 1820-х гг. Для него в 1820–1821 Д. написал шесть драматических пословиц; некоторые из них были сыграны. О представлениях др. его пьес известно мало. Комическая опера «Любовное волшебство» (1799, экз. с авт. правкой – БАН, шифр: 13802 д) в течение ряда лет ставилась в Нижнем Новгороде; комедия в стихах «Отчаяние без печали» (1798) была разыграна домашними Д. во Владимире в 1808; ставилась ли комедия «Дурылом, или Выбор в старшины» (1816), написанная по владимирским впечатлениям (прототипом послужил некий Дуров), неизвестно. В 1820 Д. также перевел трагедию Вольтера «Агафоклес» и сочинил собственную трагедию «Султан-Фатьма», навеянную воспоминаниями о касимовских предках Долгоруковых (не опубл.). Член О-ва любителей рос. словесности при Моск. ун-те (с 4 мая 1812), Д. принимал участие в его работе. В заседании 26 мая 1816 читалось стихотворение Д. «Невинность», написанное в связи с его оправданием по владимирскому делу и содержавшее резкие стихи по адресу И. И. Дмитриева, в качестве министра юстиции возбудившего следствие; др. намеки участник заседания Н. Н. Сандунов отнес на счет Александра I и в знак протеста вышел из общества; «Невинность» появилась в «Тр. О-ва любителей рос. словесности» (1817) лишь после одобрения ее петербургской цензурой. С петербургскими литераторами – Д. состоял почетным членом Вольного о-ва любителей рос. словесности (с 13 нояб. 1817) – у него не было прочных дружеских отношений. В Москве же в его домашних литературных чтениях в 1816, 1821 и, вероятно, в др. годы принимали участие С. Т. Аксаков, А. А. Волков, М. А. Дмитриев, М. Н. Загоскин (с его семьей Д. подружился в Пензе) и др. литераторы. Часть своих стихотворений, читавшихся на этих вечерах, Д. объединил в сочинениях под рубрикой «Мои субботы». В последние годы жизни Д., известный деистическими взглядами (эти идеи изложены в его «Рассуждении о судьбе…», 1814) и шутками над церковью, написал несколько стихотворений, исполненных религиозного чувства («Моя отходная», «Чистый понедельник» и др.). Наиболее полное представление о творчестве Д., начиная с юношеских стихотворений, давало читателям 3-е издание «Бытия моего сердца» (1817–1818, ч. 1–4; включает также драматургию). Опираясь на этот итоговый сборник, П. А. Вяземский назвал Д. «простонародным Державиным», оттенив в первую очередь жанровую и стилевую неупорядоченность его поэзии. Преобладающей формой у Д. оказалось «послание», понимаемое им широко и вмещавшее содержание лирических, сатирических, медитативно-философских и пр. жанров. Отказавшись от жестких жанровых ограничений, Д. вместе с тем сохранил рациональное мироощущение позднего классика, чуждого поэтическому самоанализу, мечтательности и меланхолии. Сентиментальная формула «бытие сердца» в его понимании отражала не жизнь «души», а историю отношений автора с людьми и его житейские впечатления. Страсть фиксировать события своей жизни была присуща Д. не только в поэзии. С 1788 по 1818 он вел подробные автобиографические «Записки» (неполное изд. (СПб., 1916) вышло под загл. «Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни»; рукопись – ИРЛИ, Р. 1, оп. 6, № 68). Перерыв в погодных записях с 1793 по 1812 заполнялся Д. дважды, в 1803 и 1813, общим обзором событий. Почти дневниковый характер имеют путевые записки Д. разных лет, которые включают и стихотворения, сочиненные им в это время: «Славны бубны за горами, или Путешествие мое кое-куда, 1810 года» (Чтения в О-ве истории и древностей рос., 1869, кн. 2–3, отд. 2), «Журнал путешествия из Москвы в Нижний, 1813 года» (М., 1870, перепеч. в кн.: Долгоруков И. Изборник. М., 1919), «Путешествие в Киев в 1817 г.» (М., 1870). Некоторые рукописи сходного характера до сих пор остаются неизвестными («Статский журнал» пензенского периода, возможно уничтоженный в 1809; «Записки шведского похода»). В 1818 он обобщил все мемуарные записи в виде подробного словаря своих близких и случайных знакомых под назв. «Капище моего сердца, или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни» (М., 1874). Лит.: Дмитриев М. А. Кн. И. М. Долгоруков и его соч. 2-е изд. М., 1863; Вяземский П. А. Полн. собр. соч. СПб., 1883–1884, т. 8–9; Батюшков К. Н. Соч. СПб., 1885, т. 2; Ермакова-Битнер Г. В. И. М. Долгорукий. – В кн.: Поэты-сатирики (1959); Поздеева И. В. Обзор арх. фондов личного происхождения Отд. редких книг и рукописей Науч. б-ки им. М. Горького МГУ. – В кн.: Вопр. библ. и библиогр. работы. М., 1964.
В. П. Степанов

Словарь русского языка XVIII века. — М:. Институт русской литературы и языка. . 1988-1999.

Смотреть что такое "Долгоруков Иван Михайлович" в других словарях:

  • ДОЛГОРУКОВ Иван Михайлович — (7 (18) апреля 1764, Москва 4 (16) декабря 1823, там же), князь, русский писатель, поэт, мемуарист. В 1791 1797 пензенский вице губернатор, в 1802 1812 владимирский губернатор. Автор лирических стихов, комедий, произведений мемуарного характера.… …   Энциклопедический словарь

  • ДОЛГОРУКОВ Иван Михайлович — (1764 1823) русский поэт. В стихах (сборники Бытие моего сердца , 1802; Сумерки моей жизни , 1808), являющихся характерным образцом русской домашней поэзии, автобиографические мотивы, бытовые темы, камерная интонация. Мемуары, в т. ч. Капище… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Долгоруков Иван Михайлович — см. в статье Долгоруковы …   Биографический словарь

  • Долгоруков, Иван Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Долгоруков. Портрет, приписываемый Левицкому Князь Иван Михайлович Долгоруков (Долгорукий; …   Википедия

  • Долгоруков Иван Михайлович — Иван Михайлович Долгоруков (Долгорукий; 7 (18) апреля 1764, Москва 4 (16) декабря 1823, там же) князь, русский поэт, драматург, мемуарист; отец А. И. Долгорукова и Д. И. Долгорукова. Содержание 1 Биография 2 Литературная деятельность …   Википедия

  • Долгоруков, Иван — Долгоруков, Иван: Долгоруков, Иван Михайлович Долгоруков, Иван Алексеевич …   Википедия

  • Долгоруков, Иван Алексеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Долгоруков. Иван Алексеевич Долгоруков …   Википедия

  • Иван Михайлович Долгоруков — (Долгорукий; 7 (18) апреля 1764, Москва 4 (16) декабря 1823, там же) князь, русский поэт, драматург, мемуарист; отец А. И. Долгорукова и Д. И. Долгорукова. Содержание 1 Биография 2 Литературная деятельность …   Википедия

  • Долгоруков (Долгорукий) Иван Михайлович — (1764, Москва — 1823, там же), князь, поэт, драматург, мемуарист. Получил хорошее домашнее образование, в 1778—79 учился в . В 1782—1790 на военной службе, в 1791—96 вице губернатор в Пензе, в 1802—12 губернатор во… …   Москва (энциклопедия)

  • Иван Михайлович Долгорукий — Иван Михайлович Долгоруков (Долгорукий; 7 (18) апреля 1764, Москва 4 (16) декабря 1823, там же) князь, русский поэт, драматург, мемуарист; отец А. И. Долгорукова и Д. И. Долгорукова. Содержание 1 Биография 2 Литературная деятельность …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Долгоруков Иван Михайлович» >>